Исчерпывающе о планировании путешествий

In Размышления
Scroll this

Существует огромное количество мелких нюансов, позволяющих получить во время путешествия максимум удовольствия, сэкономив при этом деньги и время.

Знакомые все чаще распрашивают, как я планирую путешествия и, в частности, где и как бронирую авиабилеты. Настало время изложить все подробно — эта статья содержит десятки лайфхаков, связанных с путешествиями.

Сразу оговорюсь, мои путешествия почти всегда ограничены парой недель и более-менее крупными городами, так что не ждите здесь рассказов о кемпингах, походах в горы или способов доплыть из Европы в Латинскую Америку за месяц на грузовом корабле.

Update: Статья оказалась популярнее, чем я рассчитывал, кроме того часть читателей поделилась своими полезными советами по теме. Их доплнения теперь включены в саму статью!

Когда и куда полететь?

В каких городах и странах хочется побывать — это индивидуально и просто. Но летать когда захочешь куда захочешь — на это, к сожалению, нет ни времени, ни денег, потому приходится комбинировать, так чтобы и времени и денег потратить не много.
IMG_8800

  1. Для начала я выбираю регион (Юго-Восточная Азия, Западная Европа, или там Северная Америка) и пару-тройку основных городов, в которых хочется побывать. Например, в Юго-Восточной Азии когда-то выбрал для себя города для посещения — Гонг Конг, Бангкок и Сингапур. Или там в Южной Европе — Лиссабон и Порто. А от них уже дальше строил путешествие.
  2. Дальше основным инструментов становится Kayak. В принципе подойдет любой сайт по поиску и бронированию авиабилетов, но Kayak мне нравится удобным интерфейсом и тем, что показывает билеты как регулярных авиалиний, так и лоукостов (в отличии от Expedia, например). Смотрю стоимость перелета до каждого из этих городов из ближайшего ко мне аэропорта. Просто чтобы определить, куда из них лететь выгоднее. Скажем, если хочешь слетать из Киева в Копенгаген, Стокгольм и Гетеборг — в Стокгольм лететь наиболее выгодно (а в определенные месяцы наиболее выгодным будет Копенгаген).
  3. Далее смотрю на том же Kayak, сколько будут стоить перелеты из одного города в другой. Но чаще поступаю чуть иначе — пользуюсь Kayak Explore, который показывает, куда я могу вылететь из определенного аэропорта за определенную сумму денег. Например, указываю лимит в $100 и аэропорт Stockholm Arlanda, а в ответ получаю кучу городов, куда могу слетать из Стокгольма зе небольшие деньги.
  4. В случае длинных перелетов иногда может попасться интересный стоповер. Например, я вряд-ли захочу целенаправленно лететь в Арабские Эмираты, но если будет рейс с длинной (от 5–6 часов до суток) пересадкой где-то в Дубае — с радостью этим воспользуюсь, чтобы погулять по городу.
  5. К этому моменту к основным двум-трем городам добавляется еще до десятка второстепенных, куда можно недорого добраться. Очевидно это много, потому приходится искать информацию по интересностям в каждом городе, чтобы выбрать самые-самые значимые. Здесь чаще всего помогают знакомые, другие блоги, сайты вроде WikiTravel и Lonely Planet. Также я стараюсь найти видео о городе в Vimeo (можно и на Youtube, но там откровенного мусора значительно больше).
  6. Как любитель именно городских путешествий я также использую часто Google Maps и Google Street View, чтобы посмотреть, что из себя представляет город. Кстати, ни разу не видел, чтобы кто-то еще Google Maps использовал с такой целью.
  7. Последний шаг — это выбор времени для путешествия. Здесь критериев всего два — лететь тогда, когда целевые города не переполнены туристами и авиабилеты стоят вменяемых денег. Если с первым все просто, то со вторым нам опять же поможет крутой инструмент, на этот раз SkyScanner. С его помощью можно посмотреть колебания цен по выбранному маршруту в разные дни и месяцы. Например, стоимость перелета из Киева в Венецию в апреле и июле может отличаться в 3 раза.
    Cheap+flights+from+Kiev+to+Venice+at+Skyscanner+2015-03-22+17-55-11

Знакомые при планировании путешествий часто используют чуть другой подход — подписываются на спец-рассылки скидок разных авиакомпаний, и когда у тех появляются очень выгодные рейсы куда-либо (иногда доступны считанные часы) — сразу покупают билеты. У меня так еще не получалось, каждый раз попадались акции, где билет нужно брать, скажем, на полгода вперед (а хрен его знает, что у меня тогда будет со свободным временем), либо же предлагаемые скидки, после учета всех сборов и налогов оказывались на уровне обычных цен без скидки (привет, Люфтганза).

Дополнения

Andriy Gulé: при планировании часто учитываю разнообразные события — от концертов до сельских ярмарок; а мой любимый раздел на WikiTravel: Get Out, что интересного можно увидеть за пределами города. Tastes different.

Yegor Zubarets: Для исследования сезонности и стоимости билетов появилось чудное iOS приложение, которое показывает статистику и информирует об изменениях — Hopper.

Алексей Дядюн: Если едешь в страну/город не имея представления о уровне цен, удобно использовать Numbeo.

Oleksandr Voytsekhovskyy с серией советов:

  • Часто можно долететь только лоукостами которые удобно смотреть на whichairline.com;
  • Удобно комбинировать неочевидные способы транспорта (например перелет киев-кельн + поезд кельн-дрезден + перелет из дрездена), идеи можно подсматривать на rome2rio.com
  • Вообще поиск перелета отдельное искусство, некоторые хаки которого я даже не знаю как описать, например добавления KIV в конце маршрута делает его на 100$ дешевле. Еще месяц назад перелет например IEV-PAR-IEV-KIV был дешевле чем просто IEV-PAR-IEV. При этом последний сегмент лететь не обязательно, аналогично мы летели из Сиднея в Киев: было дешевле купить SYD-DXB-LON, тупо выйти в DXB и купить DXB-IEV, но если не добавить в конце билета LON — он стоил дороже. Поиск перелета всегда магия!

Темп путешествия

Темп путешествий у меня достаточно напряженный: в среднем 2 дня на город. Если городок маленький, то всего 1 день, если большой и очень интересный — 3–5 дней. А еще есть «особые» города вроде Нью Йорка и Гонг Конга, на которые можно потратить и больее 5 дней.
Во время путешествия сильно устаешь, особенно в тех случаях, когда переезжать приходится каждый день или вылет у тебя еще ночью. Потому по возможности я стараюсь планировать путешествия так, чтобы самые сложные участки были в начале путешествия, когда у тебя еще много сил.
IMG_8668

Если путешествие длится больше недели, то обязательно выделяю отдельные дни для пассивного «моржового» отдыха… Когда можешь позволить себе большую часть дня валяться где-нибудь на пляже или в парке (как вариант — просто в отеле).

На планирование двухнедельного путешествия в таком темпе включая бронь всех билетов и отелей у меня уходят одни выходные.

Подробное планирование

После того, что с приблизительным маршрутом определились, наступает самый сложный этап, а именно согласование и детальное планирование маршрута по дням, выбор конкретных рейсов и бронь билетов, учет и планирование основных трат. На выходе мы получаем календарный план путешествия и приблизительную его стоимость.
163751226

На этом этапе очень важна четкость, чтобы ничего не забыть и не перепутать, потому на этом этапе план я переношу в Google Spreadsheet (Apple Numbers или MS Excel подходят не хуже, если не нужна коллективная работа над документом) и дальше веду в нем.
Вот пример такого документа:

В одной вкладке находится календарный план, в другой трансферы, в третьей бронь отелей, в четвертой перечень и стоимость виз, которые понадобятся для путешествия. В самом конце добавляю прочие траты (еда, такси, всякие развлечения, подарки и так далее), чтобы сформировать полную смету путешествия.

По ходу планирования документ иногда сильно меняется: появляются альтернативные маршруты или альтернативные трансферы (взять авто в прокат вместо того, чтобы ехать на поезде, например). Чем больше людей (с разными хотелками) путешествует с вами — тем больше будет вариантов маршрутов и прочего. Выше я писал, что на планирование путешествия у меня уходят одни выходные… это в том случае, если путешествую я сам. А, скажем, для группы из 7 человек такое планирование может растянуться на пару недель и даже месяцев.

В любом случае, более сложное планирование в такой документ нормально укладывается, например взятие авто на прокат + стоимость бензина с последующим делением стоимости на нескольких человек. Или ситуации, когда летите группой, но во время путешествия можете разделяться (обычно в таких случаях под каждого человека заводим отдельный лист с планом).

Любой нормальный план постоянно адаптируется к изменениям реальности, план путешествия — не исключение. Сначала вы грубо подбираете отели и билеты, вписываете их с ценами в план. Со временем места в некоторых отелях заканчиваются, билеты начинают дорожать и так далее, потому план меняется аж до тех пор, пока не забронированы все билеты и отели, не получены все визы.
Как правило, на этом этапе я достаточно четко планирую все расходы и в итоге они от запланированных отличаются не более, чем на 10–15%.

Дополнения

Алексей Дядюн: Для поиска ресторанов, кафе и тд я обычно пользуюсь Foursquare или TripAdvisor. Особенно актуально если у тебя не так много времени на город и хочется пойти в действительно лучшие и популярные места.

Anna Lockhart: Убер. Мы с такой радостью пользовались им в выходные в Мюнхене: не надо держать при себе наличку, и поездка стоит копейки. Я даже включала ради него на минуту data roaming, потому что всё равно получалось дешевле обычного такси.

Теперь давайте подробнее остановимся на брони отелей и авиабилетов.

Поиск и покупка авиабилетов

IMG_0155

  1. Для поиска и покупки авиабилетов чаще всего я использую комбинацию трех сервисов: Kayak, SkyScanner и Expedia.
  2. В Kayak наиболее гибкие фильтры и удобный интерфейс (один из немногих, позволяющих вывести только утренние рейсы при общем временем в пути, включая пересадки, не более N часов и отсортировать их по цене), потому ищу рейсы изначально в нем. Skyscanner использую, в основном, чтобы глянуть, в какой день билеты дешевле, а непосредственно покупку совершаю либо в Expedia, либо на сайте авиакомпани. Почему так? У Expedia, как правило, самая низкая цена (иногда ниже, чем на сайте авиакомпании), еще и удобно, когда все брони с разных авиакомпаний у тебя в одном месте, не нужно в очередной раз заносить данные о своем паспорте и кредитке. При этом без проблем можно выбрать место и еду в самолете. Недостатка у Expedia всего два: не показывает билеты на большинство лоукостов и фильтры настраиваются не гибко. SkyScanner в 100% случаев переправляет для заказа на сайт авиакомпании или другой аггрегатор, зато показывает кучу авиакомпаний, о которых Expedia и Kayak ничего не знают, включая лоукосты. Kayak в одних случаях переправляет для покупки на сайт авиакомпании, в других позволяет совершить покупку напрямую, но в этом случае есть ограничения (нельзя указать альтернативную кормежку, не уверен, можно ли выбрать конкретное мето).
  3. Я пробовал русские аналоги вроде AviaSales и BravoAvia, но опыт вариировался от нейтрального до откровенно негитивного. Основная жалоба — находишь там билеты на рейс, кликаешь… и тут оказывается, что цена на билет совсем не такая, как была показана, либо билетов не осталось. В общем, слабо представляю, зачем они нужы частным лицам знающим английский.
  4. Очень желательно брать билеты хотя бы за месяц до путешествия, когда цены на них еще не начали сильно подниматься. В идеале — за 2 месяца. У меня так получается разве чтоь когда сам путешествую и не от кого не завишу :)
  5. До меня уже тысячи раз писали о том, как авиакомпании манипулируют ценами (видишь на сайте авиакомпании цену, через полчаса идешь бронировать билет, а цена уже выросла), потому основной совет здесь — бронировать билеты в Incognito Mode. Слышал о том, что иногда компании завышают цены, когда вы в интернете с мака и IP-адреса развитой страны, но с этим сам не сталкивался, в отличии от incognito mode.
  6. Еще важный совет — смотреть цены на билеты в течении нескольких дней. Опять же авиакомпании иногда ими манипулируют. Так я когда-то потерял $100 на билете в Шанхай, когда в четверг и пятницу была одна цена, в субботу (когда брал билет) уже на $100 дороже, зато в воскресенье цена вновь опустилась.
  7. Не очень понимаю, почему многие так любят смотреть в окно (а иногда еще фотографировать) самолета, с высоты 10км вся земля примерно одинакова — поля, леса, горы, океан. Все интересности при взлете и посадке. Так что на короткие рейсы я предпочитаю брать билеты у прохода, чтобы удобно было выходить. На длинных рейсах предпочитаю место у окна, на которое можно облокотиться и поспать.
  8. Если путешествуете вдвоем в самолете где сидения 3 в ряд — займите места у выхода и у окна. По середине сидеть не любит вообще никто, так что это место может никто и не занять, а у вас будет больше пространства. Если же займут — всегда можно поменяться.
  9. В 9 из 10 случаев я предпочитаю летать утром. Во-первых утром задержки рейсов бывают гораздо реже. Во-вторых вы не разбиваете день и остается много времени. Если рейс короткий (до 4 часов), то вы как раз успеете получить багаж, пройти паспортный контроль и добраться в отель примерно к 14:00, когда ваш номер уже свободен. Исключения — это 10–12-часовые рейсы с запада на восток (из Европы в Восточную Азию например). Там как раз удобнее вылетать днем, чтобы прилететь на место ночью и спокойно пойти спать.
  10. Всегда внимательно изучаю типы самолетов на разных рейсах. От этого напрямую зависит то, каким рейсом в итоге полечу. Предпочитаю летать Аэробусами, а вот больше всего не люблю 737 и 747 Боинги, в которых у меня уши закладывает. Ну и кроме того на длинных перелетах в большинстве Боингов (а может и всех) нет телевизоров перед каждым креслом.
  11. Лоукост лоукосту рознь — Wizzair крайне ненадежен(после того, как они меня бросили в Норвегии, всего раз решился ими пользоваться — не было альтернатив), то же самое говорят про RyanAir. А, например, AirAsia — очень приятный и четкий лоукост, который я предпочту большинству не-лоукостов, особенно американских.
  12. Очень часто встречал в интернете подробные обсуждения кормежки у разных авиакомпаний. По-моему еда в самолетах почти всегда терпимая. Я довольно требователен к еде, при этом всего раз в жизни в самолете дали что-то настолько отвратительное, что я это не стал есть, хотя был голоден (это была какая-то китайская авиакомпания). Хуже ситуация обстоит в лоукостах (включая маскирующиеся под полноценные авиакомпании: все основные американские компании и украинский МАУ) где еды может тупо не быть, я имею в виду случаи, когда в самолете еда только за деньги и вместо нормальной еды это какие-нибудь чипсы или лапша быстрого приготовления. Совет здесь всего один — заранее купить в аэропорту шоколадку, запакованый сендвич, воду или еще что-то и взять с собой на борт. Особенно это полезно может быть для стремных авиакомпаний (привет МАУ) и длинных рейсов, где между скромными завтраком и обедом вас могут морить голодом 6-7 часов.
  13. Если можно заказать какую-то нестандартную еду (вегетарианскую, халяльную, низкоуглеводную, без глютена и так далее) — я почти всегда пользуюсь этим и заказываю кошерную или халяльную еду. Обычно она приготовлена более тщательно и выдают ее вам раньше других. А у Аэрофлота, например, кошерные порции раза в 2 больше обычных.
    IMG_20130914_110630
  14. Заведите, наконец, карты лояльности любимых авиакомпаний. Если путешествуете куда-то дальше Европы, то летные мили набираются достаточно быстро… А потом за них можно, например, проапгрейдить бесплатно класс своего билета.

Если нужны билеты на поезд, паром, автобус — ситуация чуть проще. Чаще всего в таких случаях наперед вообще не планирую ничего кроме оценки цены, а билеты покупаю уже на месте.

Дополнения

Alexandra Gnatoush: В случае с перелетами есть еще опция чартеров, но это больше за пределами нашей чудной страны. Те же TUI часто распродают билеты на свои незаполненные чартеры, причем, весьма недорого (например, из Германии на Ибицу можно было улететь за 40 евро при покупке за сутки) — это отличный вариант, когда в городе становится скучно, и хочется куда-то ненадолго слетатью

Советы Andriy Gulé:

  • Летайте Люфтганзой — у них есть policy бесплатной (почти, удерживают сбор в 5€) отмены любого билета в течение 23 (или 24?) часов после броинрования. Раз пользовался этим в схожей ситуации — в отличие от автора, я свою сотню сэкономил ;) Возможно, это только для участников их бонусной программы Miles and More — но любой часто путешествующий должен быть уже там :) Ещё рекомендую для выбора перевозчика: World Airline Awards (в Европе — таки да! — LH лучше всех)
  • Настройка давления в салоне не очень зависит от типа самолёта (скорее всего, ситуация с Б737/747 — совпадение), а уж компоновка и оборудование салона точно никак не зависят от типа — перевозчик устанавливает, что ему захочется.
  • Многие известные мне в Европе ж/д, почти все паромы и некоторые автобусы продают билеты так же, как авиакомпании: в разы дешевле, если бронировать заранее.

Советы Sergei Zi:

  • У Momondo более дешевые билеты, чем у Каяка.
  • Если найти подходящий рейс на дальнее растояние и походить по агрегаторам можно найти дешевле.

Поиск и бронь отелей

IMG_8723

  1. Для брони отелей я тоже использую несколько сервисов. Изначально на WikiTravel подробно читаю о разных районах города, чтобы решить, какой из них мне больше подходит.
  2. В какой-то момент я осознал, что вид из окна — один из главных критериев в отеле, за него вполне можно переплатить. Деньги ты всегда заработаешь, а классные воспоминания и фотографии останутся навсегда. Так что включаю Google Maps (там есть режим отображения чужих фотографий на карте), Google Street View и подробно изучаю выбраный район, чтобы найти точки с красивыми видами. Если в отеле с одной стороны вид сильно лучше, чем с другой — такие номера, как правило, стоят чуть дороже и отдельно помечены. Наконец в отеле можно при заселении попросить номер с видом получше.
    IMG_8429
  3. Отели я ищу почти всегда на booking.com — у них классная база, масса отзывов.
  4. А вот цены на Booking.com почти всегда выше конкурентов, сильно выше. Хотя в азиатских мегаполисах иногда Booking дает самую низкую цену. В любом случае, находим сначала отель на Booking и останавливаемся на нем даже если он стоит немного дороже, чем вы готовы потратить (дальше увидите, в чем подвох). Теперь идем на epronto.ru и вбиваем этот отель, смотрим, где его можно забронировать дешевле всего. Чаще всего самые низкие цены бывают у Agoda и Otel. Иногда цены отличаются радикально. Скажем, один и тот же отель в Барселоне стоит в одной системе $80 в сутки, а в другой $150.
    Cheap+flights+from+Kiev+to+Geneva+at+Skyscanner+2015-03-22+17-52-26
  5. Высший пилотаж — это позвонить в отель по телефону и забронировать по самой-самой низкой цене вообще без посредников. Именно по телефону, на сайте отеля цена может стоять достаточно высокая. Я до такого еще не прокачался.
  6. Что важно в отеле кроме цены и вида из окна? Во-первых расположение и доступность общественного транспорта. Почти всегда предпочитаю брать отель в центре города, чтобы к наиболее интересным местам дойти можно было пешком, в крайнем случае — рядом с метро. Когда у вас мало времени — лучше потратить деньги на отель центре или у метро, чем на такси к черту на кулички. Очень часто на сайте отеля пишут, что он находится рядом с метро — не стоит верить на слово. Лучше открыть Google Maps и проверить самостоятельно, иногда такое «рядом» — это минут 15–20 пешком.
  7. Во-вторых интернет. Сразу уточняйте, есть ли WIFI (сейчас он в большинстве отелей есть) и бесплатен ли он. Если не бесплатен, то сколько стоит. Скажем, летом я с дуру остановился в отеле, где бесплатного WIFI не было, а в сутки пользование им стоило то ли 15, то ли 20 фунтов! Иногда в отелях есть ethernet, но нет wifi, будьте к этому готовы.
  8. Что еще важно в отеле? Чистота, но это и так всем понятно… Следующий вопрос — это включен ли завтрак в стоимость номера. Если можно на выбор взять номер дороже с завтраком или дешевле без него, то я всегда выбираю вариант без завтрака. Завтраки в большинстве отелей мира совершенно одинаковы: тосты, ветчина, сыр, хлопья, кофе, апельсиновый сок, газировка, сдоба и джем. Так что предпочитаю пойти в полноценный ресторан и взять что-то более оригинальное с национальным колоритом, в большинстве случаев это еще и дешевле получается. Кроме того во многих отелях завтрак заканчивается в 10… Если ты пол-ночи где-то шлялся, то скорее всего в 10 утра предпочтешь спать, а не есть.
    _MG_4919
  9. Вы заметили, что я везде пишу об отелях. А как же хостелы? Даже если отбросить вопрос privacy, я не люблю хостелы из-за специфической аудитории рюкзачников — людей, у которых уйма свободного времени и самый минимум денег… У меня же достаточно денег, чтобы не брать самое дешевое жилье, но чертовски мало свободного времени (потому что нужно зарабатывать те самые деньги). В общем, у нас принципиально разные интересы и ценности. Хотя иногда отдельная комната в Хостеле может быть неплохим решением, если, скажем, вас трое или пятеро. Главное, чтобы туалет и душ в были отдельные на комнату, а не общие на весь этаж.
  10. Airbnb… опять же слышал о нем очень много хорошего, но у меня с ним опыт скорее негативный, чем позитивный. Приезжаешь, а на месте грязно и неприятный запах, например. В отеле в такой ситуации можно попросить другой номер и проблема решится за 10 минут, а в Airbnb что делать?
  11. Хочу попробовать Couchsurfing ради общения с местными, которые заранее лояльны к «чужакам».

 

Дополнения

Рекоммендации Alexandra Gnatoush:

  • Часто хорошие предложения по жилью (и квартиры, и отели) можно найти на небольших локальных сайтах (или агрегаторах), гугл-переводчик в помощь. Практика показывает, что в той же Португалии цена будет отличаться до 50% в меньшую сторону, если английский не предусмотрен, про Бразилию вообще молчу — с их внутренним туризмом все лучшие отели/квартиры так и находятся;
  • В airBNB есть система отзывов, но если что-то пошло не так, у тебя есть сутки, чтобы связаться со службой поддержки (через сутки твои деньги отправятся к твоему арендодателю), которая при необходимости сможет даже быстро переселить тебя в отель.

Советы Andriy Gulé: Про Booking нужно знать, что он не несёт ответственности за безопасность вашей платёжной карты и не очень-то помогает в случае мошенничества со стороны «отеля» — такие случаи бывают, хотя вероятность наткнуться не высока. Крайне желательно использовать для бронирования специальную карту, где лежит незначительная для вас сумма — а платить на месте, как вам удобно — ну или использовать другие сервисы, которые сами проводят платёж и не сливают безответственно данные вашей карты третьей стороне. Вот живая ситуация.

Алексей Дядюн о Airbnb:
Что касается AirBNB, пару примеров когда есть смысл пользоваться подобным сервисом:

  • Поездка в отдалённую от крупного города местность (например фестиваль). Отель ты найдёшь, но в 30-40 км от места и цена скорее всего будет завышена по понятным причинам. Через airbnb реально найти жильё намного ближе, в близлежащих сёлах, городках и т.д. 
  • Для любителей в поездке готовить себе еду. На букинге, конечно тоже есть такие апартаменты, но через airbnb выбор намного больше.
  • Можно договорится непосредственно с хозяином в обход сервиса за хорошую скидку))

Впрочем, с хозяином так лучше договариваться, когда не первый раз приезжаешь. Все же, airBNB гарантирует поддержку в случае проблемы, и она работает, как ни удивительно.

Совет Sergei Zi: Booking и Airbnb годятся для разных целей. Booking хорош для остановки на 1-3 ночи, дольше — лучше Airbnb, но только в цивилизованных странах, типа Европы, Штатов, Австралии. В Азии совсем другой менталитет. Останавливался в 15 разных квартирах по Европе, был негативный опыт только 1 раз в Цюрихе, когда останавливался у Китайца, но это наверное как-то связанно.

За день до путешествия

Итак, вы спланировали маршрут, забронировали все авиабилеты и отели, получили необходимые визы, что еще стоит сделать непосредственно до начала путешествия?
IMG_8272

  1. Зайдите на сайт авиакомпании и проверьте, не перенесли ли рейс. Такое бывает из-за плохой погоды, например. Половина авиакомпаний в таких ситуациях не удосуживается заблаговременно написать/позвонить вам.
  2. Распечатайте копии всех броней. Я всегда распечатываю 2 копии, одну держу в чемодане, а другую в рюкзаке, который беру с собой в салон. Это мне неоднократно помогало, когда одну из копий по пути терял (например давал пограничнику/таксисту и забывал забрать у него).
  3. Продумайте, как вы будете добираться из аэропорта или вокзала в отель. В городах с удобной схемой метро и скоростных поездов я стараюсь пользоваться ими, а от станции метро уже идти к отелю пешком. Прокладываю маршрут в Google Maps и распечатываю 2 копии, кладу к брони билетов-отелей. GPS на месте может не работать. В остальных случаях еду на такси, главное распечатать (или показать в телефоне/планшете) таксисту название/адрес отеля на понятном ему языке. Особо тщательно к мини-трансферам отнестись стоит, когда пользуетесь лоукостами, летящими в отдаленный аэропорт. Иногда уходит несколько часов на то, чтобы добраться из таких мест в ваш отель.
  4. Отсканируйте паспорт и визы… Я храню сканы в Dropbox. Если каким-то образом ухитрюсь потерять документы — так проще будет восстановить.
  5. До путешествия я не уделяю много времени изучению конкретных points of interest вроде достопримечательностей, скрытых точек с классным видом, планов метро — просто забрасываю всю найденную информацию в Evernote. Зато в самолете открываю на планшете Evernote и подроно разбираюсь, куда же лечу и что там делать. Пожалуй, это один из лучших способов с пользой потратить время в летучей консервной банке.

 

Дополнения

Рекоммендации Alexandra Gnatoush:

  • Eсли не знаешь языка стран/страны назначения, стоит выписать несколько фраз вроде «как попасть в», «у меня аллергия на» и «мне нужна помощь» и выучить наизусть;
  • Gроверить, какая компания выступает ассистансом твоей страховой в странах назначения, и как с ней связатьcя (нужно ли отправлять копию полиса и т.д. ). Копию страховки тоже в Dropbox.

Советы Andriy Gulé:

  • Cегодня большинство авиакомпаний и аэропортов позволяют подписаться на обновления информации по вашему рейсу через e-mail, SMS, мобильное приложение — удобно узнавать о смене выхода на посадку прямо в своём смартфоне;
  • Не только отсканируйте паспорт и визы. Лучше отксерить, даже, две копии: одну в чемодане оставить и одну в сумке с собой носить. Пишут, очень помогает в случае потери документов в чужой стране (например, в случае ограбления уйдут кошелёк, телефон.

Алексей Дядюн: Для связи удобно использовать карточки по типу TravelSIM, но тут сильно зависит от страны, бывает что намного выгодней купить симку местного провайдера.

Обратная связь

Хотите дополнить или опровергнуть сказаное выше? Буду благодарен любому конструктиву — добро пожаловать в комментарии!
Считаете статью полезной — поделитесь ей с друзьями в социальных сетях.

  • Alexandra Gnatoush

    Несколько дополнительных моментов:

    — часто хорошие предложения по жилью (и квартиры, и отели) можно найти на небольших локальных сайтах (или агрегаторах), гугл-переводчик в помощь. Практика показывает, что в той же Португалии цена будет отличаться до 50% в меньшую сторону, если английский не предусмотрен, про Бразилию вообще молчу — с их внутренним туризмом все лучшие отели/квартиры так и находятся;

    — если не знаешь языка стран/страны назначения, стоит выписать несколько фраз вроде «как попасть в», «у меня аллергия на» и «мне нужна помощь» и выучить наизусть;

    — в airBNB есть система отзывов, но если что-то пошло не так, у тебя есть сутки, чтобы связаться со службой поддержки (через сутки твои деньги отправятся к твоему арендодателю), которая при необходимости сможет даже быстро переселить тебя в отель;

    — в случае с перелетами есть еще опция чартеров, но это больше за пределами нашей чудной страны. Те же TUI часто распродают билеты на свои незаполненные чартеры, причем, весьма недорого (например, из Германии на Ибицу можно было улететь за 40 евро при покупке за сутки) — это отличный вариант, когда в городе становится скучно, и хочется куда-то ненадолго слетать.

    Если еще что-то вспомню — напишу :))

    • Спасибо! :) Добавил все рекоммендации в статью!

  • Алексей Дядюн

    Мурк отличный материал, чуть позже добавлю что нибудь своё в коменты :)

  • Andriy Gulé

    Описка: из Киева в Вену — на картинке в Венецию :)

    • Спасибо за развернутый ответ и кучу рекоммендаций! Включил их в статью :)

      > Если летать только по Европе — точно так же быстро налётываются сегменты, они тоже идут в зачёт программ лояльности.

      Я имел в виду, что физически расстояния больше. В смысле, что полет из Стокгольма в Лос Анжелес, например, это куда больше миль, чем один же полет из Стокгольма в Киев :)

      > очень зря, многие известные мне в Европе ж/д, почти все паромы и некоторые автобусы продают билеты так же, как авиакомпании: в разы дешевле, если бронировать заранее.

      Странно. Сколько путешествую — сталкивался только с тем, что в день выезда билеты дороже и сильно. А взять билет на поезд за день или за месяц — цена одинаковая. Ну и на поезда/автобусы (на паромы не уверен) во многих странах нельзя билеты купить более чем за 1-2 недели.

      > Про вообще — здесь фокус на поверхностном знакомстве с основными туристическими достопримечательностями и больших городах, как пишет автор.

      Угу, поверхностно, но конкретно в моем случае, в основном не знакомство с основными туристическими достопримечательностями. Чаще всего предпочитаю «теряться в городе» + на месте уже у местных выяснять, где побывать.

      > В дополнение я при планировании часто учитываю разнообразные события — от концертов до сельских ярмарок; а мой любимый раздел на WikiTravel: Get Out, что интересного можно увидеть за пределами города. Tastes differ :)

      Точно! Забыл как-то об этом, сам неоднократно перед путешествием лез на last.fm смотреть, что за концерты в это время в городах будут :)

      • Andriy Gulé

        Про статусы в а/к: можно налетать 100.000 миль (что реально при частых интерконтинентальных перелётах), можно налетать 30 сегментов (хоть по одному часу — что реально при частых полётах по Европе). В обоих случаях можно получить привелегированный статус (бесплатный багаж, бесплатный доступ в лаунжи и прочее) — это просто две разные стратегии.

        Про ж/д: обычные цены есть на электричках и обычных поездах. Совершенно точно высокоскоростные ж/д Италии (Italo и TrenItalia, включая обычные скорые) и Франции (TGV) продают билеты в разы дешевле их полной стоимости, если покупать заранее — модель продаж аналогична авиалиниям (такой-то процент мест по минимальной цене, такой-то по цене чуть больше, ещё пару ступеней — остальные за полную цену). Например: www.trenitalia.com/cms/v/...00005817f90aRCRD

        Паромы — аналогично (смотрел вокруг Италии, но какой-нибудь Moby много где присутствует). Автобусы — напр. Student Agency (хотя обычно цена билета фиксирована, тут ещё прогрессивные методики не так активно внедряют)

        Про поверхностное знакомство — я не подразумеваю, что ваш или мой метод тур.поездок лучше или хуже; никаких оценок. «Более глубокое» знакомство с местностью в моём представлении предполагает знание местного языка (хотя бы на уровне поверхностного понимания), культурных особенностей и традиций — возможность понимать, что происходит на местном праздновании и т.п. вплоть до похода в театр. Также погружению в местные нюансы могут помочь друзья-знакомые из местных, выполняя функции переводчика, гида и консультанта :)

        Безусловно, невозможно так разбираться в большом количестве разных культур — языковые и культурные барьеры мешают. Но хочется стремиться ;)

  • Отличный материал. Для исследования сезонности и стоимости билетов появилось чудное iOS приложение. Которое показывает статистику и информирует об изменениях www.hopper.com

  • Алексей Дядюн

    Что касается AirBNB, пару примеров когда есть смысл пользоваться подобным сервисом:

    1. Поездка в отдалённую от крупного города местность (например фестиваль). Отель ты найдёшь, но в 30-40 км от места и цена скорее всего будет завышена по понятным причинам. Через airbnb реально найти жильё намного ближе, в близлежащих сёлах, городках и т.д.

    2. Для любителей в поездке готовить себе еду. На букинге, конечно тоже есть такие апартаменты, но через airbnb выбор намного больше.

    3. Можно договорится непосредственно с хозяином в обход сервиса за хорошую скидку))

    • Alexandra Gnatoush

      3. С хозяином так лучше договариваться, когда не первый раз приезжаешь.) Все же, airBNB гарантирует поддержку в случае проблемы, и она работает, как ни удивительно.

    • Спасибо, добавил в статью :)

  • Алексей Дядюн

    Еще пару моментов:

    — Если едешь в страну/город не имея представления о уровне цен, удобно использовать www.numbeo.com

    — Для поиска ресторанов, кафе и тд я обычно пользуюсь Foursquare или TripAdvisor. Особенно актуально если у тебя не так много времени на город и хочется пойти в действительно лучшие и популярные места.

    — Для связи удобно использовать карточки по типу TravelSIM, но тут сильно зависит от страны, бывает что намного выгодней купить симку местного провайдера.

    ЗЫ: Про отсканированить документы на дропбокс, сколько езжу и никогда об этом не задумывался, спасибо за наводку)

    • Спасибо! кстати не думал о Numbeo в этом контексте. Сам тоже места выбираю через Foursquare даже в родном городе. А TripAdvisor чем понравился? По-моему там очень много откровенного мусора и слишком оптимистичных отзывов, потому как раз и предпочитаю WikiTravel и Lonely Planet (от нее, кстати, я тоже далеко не в восторге).

      TravelSim тоже использую... А как ты вопрос мобильного интернета решаешь?

      • Алексей Дядюн

        TripAdvisor просто пару раз пользовался запомнил, понравилось что большая база отзывов.

        С мобильным инетом на тревелсиме, как правило всё плохо. Нужно покупать местные симки с акционными пакетами. Если едешь не сам, то есть хороший лайфхак — один покупает крутой пакет с каким нибудь безлимитным LTE и через точку вай фай раздаёт инет остальным)

        ЗЫ: Мою фамилию в статье исправь :)

        • Ха, интересно на счет кооперации с безлимитным LTE и раздачей остальным :) Мы похожее в США в прошлом году делали.

  • antonua

    не раскрыта тема роамера и лайфхаков при расчетах(карты, наличка, какая валюта) :)

    • А что за тема роамера? Раскройте пожалуйста, я реально не в курсе :)

      Что имеется в виду на счет рассчетов? Я просто всегда пользуюсь карточкой + беру с собой на непредвиденные расходы сумму наличности, достаточную чтобы из любой страны мира можно было улететь в случае природных катаклизмов, революций или просто свинства авиакомпаний :)

      • antonua

        роамер — вкратце, это приложение для телефона, которое позволяет вам принимать/выполнять звонки с локальной симки, но от имени вашего нативного украинского номера(прием звонков тоже работает, а вот смсов — нет). тарифы довольно таки щадящие. звонки могут выполняться/приниматься как через интернет(дешевле), так и через локальную симку(чуть подороже).

        про карточки — есть куча нюансов с курсами, платой за конвертацию, временем холда, возможностью произвести операцию в гривне за границей и т.д.  :)

        • О, интересно, а с TravelSim роамер, по идее тоже дружит? Просто местная симка — это хорошо, когда летишь в одну страну, а когда в 3-7 соседних стран — уже совсем не интересно :)

          > про карточки — есть куча нюансов с курсами, платой за конвертацию, временем холда, возможностью произвести операцию в гривне за границей и т.д. :)

          А, понял, на эту тему классно — projects.platfor.ma/raskryt-karty/

          Но вообще согласен, наверное стоит дополнить. В азиатских странах многие отели очень любят при заселении залочить на карте сумму сильно выше стоимости номера... так на всякий случай, если я мини-бар выжру и мебель поломаю... А потом уже возвращают. Так вот за неделю в Китае у меня 4 отеля ухитрились так пару штук баксов заблокировать «на всякий случай» :))

          • antonua

            не. с тревелсим невыгодно, ибо интернет сильно дорогой. тут смысл именно в локальной симке, где входящие бесплатно и инет не сильно дорог. погуглите — интересная вещь. я очень сильно подсел на него.

            насчет 3-7 соседних стран — есть тариф от итальянского водафона(смарт пасспорт), где 3 евро в день в любом роуминге в европе и аналогичное предложение от испанского оранжа за 1 евро в день(но условия немного разные).

            про карточки вообще можно столько написать :)

          • Andriy Gulé

            Господа, всё давно придумано до нас: если рассматривать только Европу, то самый выгодный вариант — Orange España, тариф Go Europe en.orange.es/mobile-servi...aming/go-europe/

            Номер два: Vodafone Italia, тариф Smart Passport: www.vodafone.it/portal/Pr...iere-dall-estero (английский? какой такой английский? но компрендо! ;)

            Заплатил раз в сутки flat price — получил столько-то интернета, минут и СМС во всех странах Европы (кроме родной для SIM-карты) — можно кататься по всей Европе; например. можно выбросить навигатор и использовать смартфон с Google Maps (показывает пробки и автоматически строит маршруты в объезд)

            Есть уйма дельцов, которые продают такие SIM карты в Украине, России и где угодно.

            При путешествии по миру — не в курсе, я только по Европе катаюсь :)

          • antonua

            уйма дельцов перепродают их втридорога :) смартпасс надо самому покупать в италии(и регистрировать его), а оранж можно купить на сайт роамера(там довольно таки недорого).

            кстати, смартпасспорт работает кроме европы, еще и в штатах и канаде..